
Роль МРТ и КТ в выявлении причин нарушения речи
Нарушения речи — это любые проблемы с тем, как человек произносит слова, формирует предложения или понимает язык. Речевые расстройства могут проявляться в трудностях с произношением звуков (включая искажение, замену, пропуск и смешение) и плавностью (например, заикание), потере способности говорить, смене тембра или задержке развития речи у детей.
Распространенность дефектов речи варьируется в зависимости от возраста и вида нарушений речи. Например, у до 30 % детей раннего возраста и до 25 % дошкольников наблюдаются те или иные проблемы с речью. Специфическое расстройство речи затрагивает примерно 1 из 14 детей. Значительная часть (~70 %) детей, которым оно было диагностировано в возрасте около 5 лет, все еще испытывают трудности с речью к 20 годам. Среди взрослых нарушения речи также распространены, особенно у пожилых (~18,8 %) и после инсульта.
Когда речь нарушена — это может быть временно из-за инфекции, усталости или стресса, но иногда расстройства речи свидетельствуют о серьезных нарушениях в речевых зонах коры головного мозга. Чтобы понять причины нарушений речи, нужно пройти инструментальную диагностику: КТ или МРТ.
Что может вызвать нарушения речи
Нарушения речи нельзя оставлять без внимания, поскольку они могут быть признаками серьезных состояний, некоторые из которых опасны для жизни.
Нарушения речи могут вызывать:
- неврологические заболевания и поражения ЦНС — травмы головы или шейного отдела позвоночника, инсульты и другие нарушения мозгового кровообращения, новообразования, нейродегенеративные заболевания (в т. ч. болезнь Паркинсона и рассеянный склероз), воспалительные процессы (например, энцефалит или менингит);
- врожденные и наследственные факторы — генетическая предрасположенность к задержке речи или речевым дефектам, патологии строения артикуляционного аппарата (в т. ч. неправильный прикус), нарушения развития участков мозга, ответственных за речь;
- перинатальные факторы — воздействие на плод во время беременности — токсикоз, вирусные инфекции, недоношенность, гипоксия, родовые травмы, употребления алкоголя матерью и др.;
- факторы, связанные с окружающей средой и развитием ребенка — недостаток речевого общения и неправильный речевой пример родителей (в т. ч. сюсюканье и искаженная речь), нарушения слуха и зрения (могут затрагивать восприятие речи), психологические факторы (стресс, психологические травмы, эмоциональное давление и др.).
Также возможной причиной нарушения речи могут быть интоксикация организма и возрастные изменения, затрагивающие головной мозг.
Если симптомы речевых расстройств были проигнорированы и их причина была выявлена поздно, лечение будет сложнее, а восстановление речи может быть неполным. Кто-то сталкивается с утратой слов, кто-то — с нарушением понимания речи, но чем быстрее узнать причину — тем лучше прогноз.
Определение причин нарушения речи
Как уже говорилось в начале, роль МРТ и КТ в выявлении причин нарушения речи — одна из главных. Без них точная диагностика причин нарушения речи была бы невозможной, как и оказание реальной помощи больному, поскольку медицина была бы неспособна подтвердить или опровергнуть органические (структурные) поражения головного мозга в зонах, ответственных за речь.
КТ (компьютерная томография) показывает зоны с кровоизлияниями, переломами костей черепа, опухолями, проблемами кровотока, а МРТ (магнитно резонансная томография) детально визуализирует структуры мозга, включая мягкие ткани: нервы, центры речи, кору, белое вещество и др. МРТ чувствительнее в выявлении небольших изменений и не несет лучевой нагрузки. Поэтому именно ее чаще всего используют при подозрении на неврологические факторы нарушения речи (в т. ч. рассеянный склероз). Когда диагноз неясен, могут назначать оба метода, чтобы получить полную картину.
Как МРТ помогает выявить причины нарушения речи
МРТ при нарушении речи может показать:
- маленькие участки повреждения мозга, которые не видны на КТ;
- опухоли, которые давят на речевые центры;
- последствия инсульта или микроинсульта — например, очаги ишемии;
- воспаление, отек или атрофию речевых участков — области Брока, Вернике и др.;
- структурные аномалии, врожденные дефекты или послеоперационные изменения;
- динамику изменений — можно провести сравнение снимков «до» и «после», чтобы оценить эффективность лечения.
Специальные виды МРТ — например, функциональная МРТ (fMRI) — помогают понять, как работают речевые центры мозга при говорении и понимании, но они применяются реже и требуют особых условий.
КТ для установления причин нарушения речи
КТ выбирают в тех случаях, когда:
- подозревают острое состояние (например, инсульт, где важно быстро выяснить, где кровоизлияние и в каких масштабах);
- нужно оценить кости черепа или лица (при травмах, когда есть подозрение на перелом);
- МРТ противопоказана (например, при наличии некоторых металлических имплантов и несъемных устройств — в основном старых моделей);
- пациент не может долго оставаться неподвижным и ему противопоказана седация (даже кратковременная) — КТ проходит быстрее, чем МРТ.
Компьютерная томография быстро показывает крупные патологии, но менее чувствительна к изменениям мягких тканей, чем МРТ.
При нарушениях речи лучше всего, если метод диагностики выберет специалист, исходя из того, какие симптомы указывают на речевые расстройства и что говорит история болезни, а также возможностей пациента.
В медицинском центре «RADI» диагностика нарушений речи проводится на современном оборудовании, которое снижает дополнительные риски и расширяет возможности визуализации — улучшает качество картинки, повышает скорость сканирования, делает более простым обследование людей с металлом в теле и др. Исследования проводят на аппаратах — Philips Incisive CT Plus на 128 срезов (КТ) и Philips Ingenia Ambition S 1.5T (МРТ).
Когда стоит обратиться к врачу при нарушениях речи
- Речь непонятна, смазана, имеет неверный темп.
- Наблюдаются частые повторения звуков, слогов или слов.
- Голос хриплый или измененный.
- Возникли резкие изменения речи после травмы или инсульта.
- Ребенок не говорит или говорит значительно меньше, чем его сверстники, а также имеет дефекты произношения.
- Речевые нарушения сочетаются с головными болями, слабостью, онемением, нарушениями зрения или координации.
Не ждите, что речевые нарушения пройдут сами по себе, обратитесь к неврологу, логопеду или специалисту, который назначит КТ или МРТ. Эффективная коррекция расстройств речи начинается с выявления их причины.
Профилактика нарушений речи чаще всего имеет наиболее положительный эффект в детском возрасте. Она должна включать заботу о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка, развитие моторики и артикуляции, а также создание благоприятных условий для его речевого развития.
Преимущества своевременной диагностики нарушений речи
- Раннее начало лечения = больше шансов на восстановление речи.
- Возможность точно выяснить причину, а не только лечить симптомы.
- Предотвращение осложнений: сохранение функций мозга и снижение риска долговременной инвалидности.
- Повышение качества жизни: способность говорить и понимать является ресурсом для социальной и профессиональной активности.
Нарушения речи — это не просто неудобство. Это сигнал, что в организме может происходить что-то серьезное. МРТ и КТ — точные инструменты, которые помогают «заглянуть внутрь» мозга и выяснить, что вызывает проблему. Если вы или ваши близкие сталкиваетесь с речевым нарушением, не ждите, пока станет хуже. Запишитесь на консультацию к специалисту: чем раньше будет проведена инструментальная диагностика, тем быстрее можно начать лечение и вернуть способность общаться полноценно. Ваш голос, ваши слова важны — сделайте шаг навстречу здоровью уже сегодня.
Часто задаваемые вопросы
Какая часть мозга отвечает за проблемы с речью?
Речь контролируется несколькими зонами головного мозга. Основные — это зона Брока (в лобной доле), отвечающая за построение фраз и артикуляцию, и зона Вернике (в височной доле), обеспечивающая понимание речи. При поражении этих областей возникают разные типы нарушений речи — человек может понимать, но не говорить, или наоборот. Также на речь влияют подкорковые структуры и мозжечок, которые координируют движения и интонацию.
Какие заболевания могут повлиять на речь?
Нарушения речи могут быть вызваны различными заболеваниями мозга и нервной системы. Среди них инсульт, черепно-мозговая травма, опухоли, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, Альцгеймера, энцефалит, аневризма сосудов головного мозга. У детей причинами могут быть задержка речевого развития или ДЦП. Речевые нарушения могут быть временными или стойкими, в зависимости от характера поражения мозга и своевременности лечения.
Как отличить органические и функциональные нарушения речи?
Органические нарушения речи связаны с повреждением мозга, нервов или речевого аппарата. Их причинами бывают инсульт, травма, опухоль, воспаление и др. При этом речь становится нечеткой, замедленной, иногда частично утраченной. Функциональные нарушения возникают без структурных изменений — чаще из-за стресса, перенапряжения, неврозов. В этом случае обследование при помощи МРТ и КТ не выявляет органических причин, а речь может улучшаться при психологической поддержке и терапии.
Из-за чего речь может стать невнятной?
Невнятная речь может появиться при нарушении работы мышц, нервов или отделов мозга, отвечающих за артикуляцию. Частые причины — инсульт, черепно-мозговая травма, опухоль, воспаление мозга, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона. Также речь может стать смазанной при интоксикации, сильном стрессе, нарушении прикуса или проблемах с зубными протезами. Если нарушение возникло внезапно, нужно срочно обратиться к врачу, чтобы исключить инсульт или микроинсульт.
Могут ли проблемы с сосудами повлиять на речевые функции?
Да, сосудистые нарушения часто становятся причиной проблем с речью. При снижении кровотока в мозге страдают зоны, отвечающие за речь — прежде всего область Брока и Вернике. Это приводит к нечеткому произношению, замедлению речи или полной утрате способности говорить. Причиной могут быть инсульт, транзиторная ишемическая атака или хроническая ишемия мозга. Своевременная оценка сосудов (МРТ головного мозга с реконструкцией сосудов и КТ-ангиография) помогает выявить риск и предотвратить осложнения.